Организация наставничества в МАОУ СОШ № 20
В соответствии с распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 25.12.2019 № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися», с целью реализации мероприятий федеральных проектов «Современная школа» и «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование», на основании приказа Управления образования Кушвинского городского округа от 09.02.2021г. № 25 «О внедрении целевой модели наставничества в образовательных организациях Кушвинского городского округа» с 2021 года в МАОУ СОШ №20 организовано внедрение целевой модели наставничества обучающихся и педагогических работников.
Целью внедрения целевой модели наставничества является максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности, а также создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся в возрасте от 10 лет, педагогических работников (далее - педагоги) разных уровней образования и молодых специалистов, проживающих на территории Российской Федерации.
Задачи внедрения целевой модели наставничества:
-улучшение показателей организаций, осуществляющих деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам (далее - образовательные организации) в образовательной, социокультурной, спортивной и других сферах;
-подготовка обучающегося к самостоятельной, осознанной и социально продуктивной деятельности в современном мире, отличительными особенностями которого являются нестабильность, неопределенность, изменчивость, сложность, информационная насыщенность;
-раскрытие личностного, творческого, профессионального потенциала каждого обучающегося, поддержка формирования и реализации индивидуальной образовательной траектории;
-создание психологически комфортной среды для развития и повышения квалификации педагогов, увеличение числа закрепившихся в профессии педагогических кадров;
-создание канала эффективного обмена личностным, жизненным и профессиональным опытом для каждого субъекта образовательной и профессиональной деятельности;
-формирование открытого и эффективного сообщества вокруг образовательной организации, способного на комплексную поддержку ее деятельности, в котором выстроены доверительные и партнерские отношения.
Планируемые результаты внедрения целевой модели наставничества:
-измеримое улучшение показателей обучающихся в образовательной, культурной, спортивной и других сферах;
-рост числа обучающихся, прошедших профориентационные мероприятия;
-улучшение психологического климата в образовательной организации как среди обучающихся, так и внутри педагогического коллектива, связанное с выстраиванием долгосрочных и психологически комфортных коммуникаций на основе партнерства;
-практическая реализация концепции построения индивидуальных образовательных траекторий;
-измеримое улучшение личных показателей эффективности педагогов, связанное с развитием гибких навыков и метакомпетенций;
-привлечение дополнительных ресурсов в развитие инновационных образовательных программ образовательной организации.
НОРМАТИВНО - ПРАВОВАЯ БАЗА
Методические рекомендации по внедрению методологии (целевой модели) наставничества
Методология (целевая модель) наставничества
Приказ об утверждении Положения о наставничестве в МАОУ СОШ № 20
Положение о наставничестве в МАОУ СОШ № 20
Приказ о назначении куратора реализации модели наставничества в МАОУ СОШ № 20
Дорожная карта внедрения целевой модели реализации программы наставничества в МАОУ СОШ № 20
Программа наставничества МАОУ СОШ № 20 по модели "учитель - учитель"
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ, КОНСУЛЬТАЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
Педагогический совет «Внедрение целевой программы наставничества в МАОУ СОШ №20»
Национальный ресурсный центр наставничества «Ментори». Ментори (mentori.ru). Оказывает многопрофильную поддержку организациям, внедряющим и использующим методологию наставничества для достижения лучших образовательных, социально-культурных результатов.
КОМПЛЕКТ МАТЕРИАЛОВ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ НАСТАВНИЧЕСТВА
1-ый этап — подготовительный
Суть этапа:
Комплект материалов по реализации программ наставничества предназначен для процесса сопровождения и документирования программы наставничества на всех этапах ее реализации.
На подготовительном этапе рекомендуется использовать анкету выявления запросов обучающихся и молодых специалистов для формирования запросов от потенциальных наставляемых и анкету выявления компетенций наставника для поиска соответствующих этим запросам наставников.
Анкета для выявления запросов обучающихся
Анкета для выявления запросов молодых специалистов и педагогов
Анкета наставника-ученика
2-ой этап — формирование баз наставников и наставляемых
Суть этапа:
В результате сбора и обработки анкет потенциальных наставляемых выявляются конкретные дефициты обучающихся и педагогов образовательной организации, которые можно устранить с помощью наставничества. На этом этапе формируется база наставников и база наставляемых, необходимые для формирования наставнических пар и контроля достижения плановых показателей внедрения Целевой модели наставничества.
Образцы документов для оформления этапа:
3-ий этап — координация и сопровождение процесса взаимодействия наставнических пар
Суть этапа:
Для координации и сопровождения процесса взаимодействия наставнических пар на этапе реализации программы целесообразно использовать дневник наставника и дневник наставляемого: в них отражается периодичность, формат, цель, темы, содержание и результат встреч, а также обратная связь от участников пары.
Образцы документов для оформления этапа:
4-ый этап — мониторинг удовлетворенности участием в программе наставничества
Суть этапа:
На данном этапе реализации осуществляется мониторинг личной удовлетворенности участием в программе наставничества посредством анкетирования участников (анкета удовлетворенности наставника и анкета удовлетворенности наставляемого). Анализ предложенных анкет позволит выявить сильные и слабые стороны для дальнейшей корректировки программы (при необходимости).
Образцы документов для оформления этапа
Анкета удовлетворенности наставляемого (педагог -педагог)
Анкета удовлетворенности наставника (педагог - педагог)
5-ый этап — завершение реализации программы наставничества
Суть этапа:
На этапе завершения реализации программы наставник предоставляет отчет, который отражает планируемые результаты и краткую характеристику достигнутых показателей (отчет наставника). Руководителем программы производится оценка деятельности наставника, которая отражает уровень эффективности реализации программы в соответствии с разработанными критериями (лист оценки работы наставника).
По завершении программы потенциальные наставники (из числа наставников текущих программ и из числа наставляемых, которые в будущем могут стать наставниками) заносятся в долгосрочную базу наставников для реализации будущих программ.
Образцы документов для оформления этапа:
Приказ о формировании наставнических пар в 2022 - 2023 уч .году.
Приказ о формировании наставнических пар в 2023 - 2024 уч .году.
Реализация Целевой модели наставничества по форме "Учитель - учитель" в 2022 - 2023 учебном году
Реализация Целевой модели наставничества по форме "Учитель - учитель" в 2023 - 2024 учебном году